Бесплатная горячая линия 8 (800) 500 01 36


Авторизация





kart5


Публикация сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности на Федресурсе

 

 Почему необходимо раскрывать сведения финансовой и (или) бухгалтерской отчетности?

Подпунктом «л.2» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ №129 от  08.08.2001г. предусмотрена обязанность внесения в Реестр сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации.

В данном случае речь идет об акционерных обществах, которые, в соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ и Главой VII. "Обязательное раскрытие информации акционерными обществами», обязаны раскрывать на ленте новостей годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Согласно Указанию Банка России от 16.12.2015 № 3899-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", которое внесло изменения в нормы регулирующие раскрытие информации, КАЖДОЕ акционерное общество, имеющее публичный статус обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

 

В соответствии со ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции, действующей с 01.07.2015г.2, обязанность раскрытия информации распространяется на публичные акционерные общества и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50.

Следовательно, с 01.07.2015г. обязанность раскрытия информации распространяется на следующие общества:

• публичные (в т.ч. не приведшие устав в соответствие с ГК и продолжающие существовать с наименованием ОАО);

• непубличные акционерные обществ (в т.ч. не приведшие устав в соответствие с ГК продолжающие существовать с наименованием ОАО и ЗАО) с количеством акционеров более 50.

При этом, публичные общества раскрывают информацию в форме годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, сообщения о проведении общего собрания и иных сведений и документов, устанавливаемых Банком России (списки аффилированных лиц, устав, сообщения и т.д. в соответствии с разделом 7 Положения о раскрытии информации3).

В отношении непубличных АО с количеством акционеров более 50 установлен сокращенный объем раскрываемой информации – только годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность.

Таким образом, говоря об акционерных обществах, не приведших свое наименование в соответствие с ГК, следует сделать следующие выводы:

• в отношении публичных ОАО обязательное раскрытие сохранилось в прежнем объеме;

• непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность обязательного раскрытия информации сохранили, хотя ее объем сократился до 2 документов (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);

• непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее обязанность раскрытия информации утратили полностью;

• ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).

Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, утратившее обязанность раскрытия информации, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т.д.). То же относится и к непубличным ОАО, в отношении которых объем раскрываемой информации сократился, за исключением, соответственно, обеспечения доступности ранее раскрытых годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (т.е. тех документов, обязанность раскрытия которых законодателем сохранена).

Аналогичные выводы содержатся и в письме Банка России от 02.12.2015г. №52-5/15994.

При этом, учитывая отсутствие законодательно установленных правил раскрытия информации непубличными обществами (Положение о раскрытии информации регламентирует лишь порядок обязательного раскрытия информации публичными АО) письмо содержит следующие рекомендации для непубличных акционерных обществ, в т.ч. именуемых ОАО и ЗАО, и раскрывающих информацию в форме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности:

• при раскрытии годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности руководствоваться нормами, установленными главами 70 и 71 Положения о раскрытии информации, в том числе придерживаться требований к содержанию годового отчета;

• раскрывать в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с п.71.5 указанного Положения о раскрытии;

• раскрывать банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п.2.9 Положения о раскрытии, и размер (порядок определения размера) таких расходов.

В части законодательного регулирования раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактов никаких изменений, в т.ч.  в основаниях возникновения такой обязанности и порядке ее исполнения, не произошло, и акционерным обществам, как и прежде, следует руководствоваться положениями ст. 30 закона «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации.

С 14 марта 2016г. пункт 71.4 Положения о раскрытии информации изложен  в новой редакции: «годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, … но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности».  Здесь обращает на себя внимание включение в указанную норму положений о максимальном сроке раскрытия годовой отчетности, который, в свою очередь, зависит от максимального срока представления обязательного экземпляра такой отчетности.  Последний установлен ст. 18 закона «О бухгалтерском учете» и истекает 31 марта следующего за отчетным года.

Учитывая данные положения, с учетом опять же требования о раскрытии годовой бухгалтерской отчетности только вместе с аудиторским заключением, следует констатировать тот факт, что теперь максимальным сроком  раскрытия годовой бухгалтерской отчетности следует признать 3 апреля следующего за отчетным года, и эту же дату следует признать максимальным сроком подготовки аудиторского заключения теми АО, на которых, соответственно, распространяется обязанность ее раскрытия. Следовательно, теперь раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в течение 3 дней с даты составления аудиторского заключения, но позднее 3 апреля будет образовывать состав административного правонарушения, как, впрочем, и раскрытие годовой отчетности до указанной даты, но без аудиторского заключения.

Отметим, что обязанность раскрытия годовой бухгалтерской отчетности в рамках обязательного раскрытия информации распространяется на все публичные акционерные общества (независимо от факта приведения устава и наименования в соответствие с ГК) и непубличные АО с количеством акционеров более 50 (в т.ч. ЗАО и непубличные ОАО).

Нормативные акты и положения:

1 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

2 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

3 Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».


 

О порядке опубликования бухгалтерской отчетности в печатном издании можно узнать по телефону бесплатной горячей линии

8-800-500-01-36